Много слов уже сказано о сложившейся ситуации на мировом рынке, о глобальном экономическом кризисе и туманном будущем компаний. Сегодня каждый руководитель задается вопросом: «А как будет развиваться мой бизнес? » В течение 2-3 лет предприниматели всего мира произносили сугубо русское «Кто виноват? И что делать?». На сегодняшний день первый вопрос снят с повестки дня, все внимание сосредоточено на поисках путей решения проблем.
Каждая организация выбирает свои методы борьбы с обстоятельствами: кто-то старается справиться своими силами, кто-то пускает дело на самотек, а кто-то обращается за помощью к профессионалам. Именно последние, как показывает практика, выживают и занимают лидирующие позиции.
Следует рассматривать коучинг не как дань моде, а как эффективную помощь бизнес-организациям и отдельным людям. В России в последнее время стал особенно популярным, если не сказать модным, коучинг. Но мода – явление проходящее, также как и популярность. Поэтому давайте рассматривать коучинг не как дань моде, а как эффективную помощь бизнес-организациям и отдельным людям.
Прежде всего, разберемся, что же такое коучинг.
Существует множество определений, более или менее удачных, мы позволим себе выделить главное. Итак, коучинг – это:
• профессиональная помощь в постановке, формулировке целей, в стратегии их достижения• возможность раскрыть свой потенциал (или потенциал компании)• шанс повысить качество жизни, углубить свои знания, а также научитьсяэффективно управлять собой, избавляясь от внутренних и внешних барьеров.
Кто такой коуч? И чем он отличается от психолога?
Поэтому Для бизнеса гораздо важнее смотреть в будущее и просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. В отличие от психолога, работа коуча нацелена на будущее и основана на настоящем. Психолог же в своей работе стремится найти ответы, ориентируясь на прошлое, т. е. помогает разобраться в своих внутренних конфликтах, исходя из методов психоанализа. Поэтому для бизнеса гораздо важнее смотреть в будущее и просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.
На Западе и в Америке вошло в привычку при любой сложной ситуации обращаться за помощью к психоаналитику и коучу. Россия, в этом смысле, страна достаточно неразвитая. Нам зачастую стыдно признаться даже самим себе, что мы совершаем ошибки и двигаемся не в том направлении. Руководители нашего бизнеса лоб расшибут, доказывая, что у них все в порядке. Ничего не поделаешь, не доросли еще… Однако, времена меняются, и с приходом кризиса топ-менеджеры компаний почувствовали свою уязвимость. Вот так и пришел в Россию коучинг!
Такой тренинг зарекомендовал себя как очень эффективный метод личностного роста.
Мы же сосредоточим свое внимание на корпоративном коучинге. И вот Вам конкретный пример: крупная российская компания в Новосибирске пригласила к себе коуча-консультанта. В рамках работы, коуч занимался не только с руководителем, но и с сотрудниками компании.
Встречи с сотрудниками проводились каждую неделю и длились ровно 2 часа, после этого коуч беседовал с некоторыми работниками отдельно.
О чем же шла речь, и как это повлияло на их деятельность? Дадим слово непосредственно людям, которые занимались с коучем в рамках этой программы:
Елена, менеджер: «Было очень интересно заниматься вместе с коллегами. При этом, это не было похоже на «насильственный метод», скорее мы просто общались. Конечно, сначала было трудно заставить себя откровенно отвечать на вопросы. Иногда кажется, что это пустая трата времени. Но это только по началу, потом эти занятия сплотили нас, у нас появилась общая цель».
Максим, экономист: «Коуч оказалась очень хорошим профессионалом. Она поговорила с каждым и помогла расставить приоритеты, как личные, так и в работе. В результате, лично я стал больше внимания уделять тем моментам, которые раньше просто казались не важными. Мои показатели в этом месяце выросли, это приятно».
Евгения, торговый представитель: «Если раньше я рассматривала мою деятельность как временное пристанище, то после разговора с коучем я увидела перспективу роста и поняла, какие конкретные шаги мне нужно для этого предпринять. Теперь буду двигаться в нужном направлении».
Сергей, генеральный директор: «Мы очень много времени провели в беседах с коучем.
Оказалось, что последнее время я постоянно действую либо механически, потому что привык так делать, либо подбираю ключи вслепую. Следовательно, результат у нас не впечатляет. Вместе мы разработали стратегию дальнейшего развития. Внутри компании мы поменяли стиль руководства. Пусть это далось мне нелегко, но сейчас я стараюсь все больше делегировать и доверять людям. Настраиваемся на диалог. И я уже вижу отдачу, у моих сотрудников теперь горят глаза».
Это лишь маленький пример того, как коуч помогает настроить такой сложный инструмент, как деловая компания. Основные принципы, на которых построены тренинги коуча, следующие:
— создание творческой благоприятной среды- вера в людей и их потенциал- осознанность подхода, разумный анализ ситуации и условий рынка- готовность ставить самые амбициозные цели- оказание как профессиональной, так и эмоциональной поддержки(вдохновить и воодушевить).
Коучинг помогает только тем компаниям, которые готовы к изменениям и не противятся новым порядкам. Коучинг в России пока не настолько развит, чтобы можно было говорить о повсеместной готовности прибегнуть к этому методу. Ведь далеко не в каждом случае это будет эффективно. Коучинг помогает только тем компаниям, которые готовы к изменениям и не противятся новым порядкам.
Не зря говорят «зерно должно упасть на благоприятную почву», а иначе все усилия окажутся бессмысленными. Даже самый обеспеченный человек не способен создать нужную атмосферу в компании, если он обладает исключительно косным сознанием. Это, уж простите, дорога в никуда.
Таким образом, формула успеха в современном мире выглядит следующим образом: разумный подход + креативное мышление + гибкость руководителя и его готовность доверять людям + профессионализм и энтузиазм сотрудников.
Если вашей компании не хватает какого-то элемента, то смело ищите коуча!